Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 443112, г. Самара, ул. Крайняя, дом 20
  • +7 (846) 950-57-21
  • det-sad67@yandex.ru

Новости

«Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»

9 февраля 2024 02:02

Количество просмотров: 90

«Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения» Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная, на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом. Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. * * * Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть: • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; • Изучение учебной и научно-методической литературы; • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; • Изучение новых программ и педагогических технологий; • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; • Повышение общекультурного уровня. Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу. Для молодых специалистов: • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития; • Формирование основ педагогического мастерства; • Развитие умений и конструктивных способностей. Для воспитателей, работающих свыше 5 лет: • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для опытных, творчески-работающих воспитателей: • Развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; • Проявление творческого потенциала педагога; • Пропаганда своих достижений; • Развитие исследовательской деятельности. Для педагогов без специального образования: • Овладение методикой работы с детьми; • Адаптация к педагогической деятельности. Тематикой самообразования также может быть: • одна из годовых задач ДОУ; • проблема, которая вызывает у педагога затруднение; • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту. Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическое сопровождение необходимо воспитателю: • в определении темы, целей и задач; • в планировании работы по самообразованию; • в ходе реализации плана; • в изучении и анализе результативности своей работы. Алгоритм работы над темой самообразования • Подбор темы • Определение целей и задач • Дата начала работы над темой • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой • Подбор источников самообразования • Результаты самообразования и их трансляция на уровне детского сада, района, округа, города. Этапы и содержание работы по самообразованию Этапы Содержание деятельности педагога старшего воспитателя Аналитический Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование Планово-прогностический Планирование работы по самообразованию: • составление плана или программы самообразования • определение форм методических мероприятий, • определение этапности реализации программы, • выбор форм отчётных материалов • Консультирование и методические рекомендации по разработке темы: • в определении содержания работы по самообразованию; • в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения; • в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога Образовательно-теоретический Теоретическое изучение проблемы: • знакомство с предметом, • изучение научно-популярной и методической литературы; • изучение педагогического опыта; • изучение видеоматериалов; • анализ и самооценка результатов. Создание условий для работы воспитателя по самообразованию: • тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы; • тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей; • видеозаписи; • оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»; • материалы из опыта работы; Внедренческий Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике): • изготовление пособий и атрибутов; • организация и проведение практической работы с детьми; • организация и проведение работы с родителями; • организация и проведение практической работы с педагогами. Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов. Результативно-аналитический Подведение итогов самообразования: • оформление педагогического опыта по теме; • выступление по итогам работы на методическом мероприятии; • отчёт- презентация; • тематическое портфолио; • тематическая выставка; • мастер-класс. Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. Помощь в оформлении результатов самообразования: • выступление по итогам работы и обмену опытом; • составление картотеки по проблеме; • игры и пособия; • советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; • составление перспективного плана работы с детьми; • организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; • оформление передового педагогического опыта Современный педагог, должен обладать способностью, приобретать и использовать профессиональные знания, а так же передовой опыт в практической деятельности. Перепроектирование собственной педагогической деятельности не может осуществляться без планирования работы по самообразованию. Варианты индивидуального планирования приведены ниже.