Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 443112, г. Самара, ул. Крайняя, дом 20
  • +7 (846) 950-57-21
  • det-sad67@yandex.ru

Новости

Использование авторских методик для повышения познавательного интереса старших дошкольников в ФЭМП".

22 января 2024 02:01

Количество просмотров: 127

Использование авторских методик для повышения познавательного интереса старших дошкольников в ФЭМП". Подготовила: воспитатель Семещенкова Т.Г Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти. В настоящее время проблему формирования элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта работы, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов. Достижению целей и задач по математике помогает осуществление следующих принципов: • принципа сознательности и активности, • принципа доступности и индивидуализации, • принципа систематичности и последовательности, • принципа научности, • принципа связи с жизнью, • принципа развивающего обучения, • принципа наглядности. Задачи: Развивающие: 1. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление. 2. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3. Вырабатывать у детей умение целенаправленно владеть волевыми усилиями. Воспитательные: Развивать у детей познавательный интерес к математике. Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно. Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Г.И. Щукина отмечала, что только деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведет к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Однако многие исследователи подчеркивали, что важно не только поставить перед ребенком проблему, но и научить ее решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.) Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как: • интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний; • развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей; • создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова, Е.В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания Непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников к математике является предметно-развивающая среда. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио¬нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познава¬тельно-творческую деятельность всех детей группы. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг¬рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст¬венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми. Причем разнообразные игры и упражнения можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Развитие познавательных процессов ребенка средствами развивающей среды видится нам, во-первых, в том, что каждому ребенку предоставляется возможность для его самовыражения и саморазвития, и, во-вторых, ему оказывается помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом без навязывания ему учебных задач. моделирование (например, предложить детям использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предме¬тов (купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя), элементарные опыты(Детям можно предложить, например, перелить воду из бутылочек раз¬ной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков), занимательные проблемные ситуации (Например, формируя у дошкольников временные представления, мы можем предложить следующую проблемную ситуацию: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»), математические сказки, проектная деятельность и т.д.Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют нетрадиционные занятия: Занятия-соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.) ;Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина); Театрализованые занятия. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию); Занятия - сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) ; Занятие-консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка); Занятия-аукционы. (Проводятся как настольная игра «менеджер»);Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает);Занятия-путешествия; Занятия-сказки;Занятия-концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию);Занятия-диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) ;Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) ;Занятия типа «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) ;Занятие «Интеллектуальное казино».(Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда). Таким образом, важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет: • использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей; • использования нетрадиционных занятий; • создания предметно-развивающей среды в ДОУ; • использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.